Из-за ухудшения эпидемиологической обстановки россияне снова возвращаются к «карантинному» режиму потребления
В ноябре российские домохозяйства вернулись к «карантинной» модели потребления, которая была характерна для весны 2020 года. Такой вывод сделали эксперты Центробанка, проанализировав активность потребителей в последний месяц осени. Вернуться к режиму экономии граждан вынудило ухудшение эпидемиологической ситуации и повышение вероятности повторного локдауна.
По данным Центробанка, в первые три недели ноября аналитики отметили падение потребительской активности. Россияне стали больше тратить на продукты питания и сократили расходы на непродовольственные товары и услуги. Именно так действовали покупатели карантинной весной 2020 года. При этом объемы продаж непродовольственных товаров сохранились на уровне октября, а оборот платных услуг увеличился всего на 1,9 %, замедлив динамику роста: еще в сентябре прирост составлял 4,6 %. Товарооборот продуктов питания увеличился на 0,7 %, в основном, за счет роста спроса на товары длительного хранения.
С конца лета наши сограждане постепенно наращивали темпы потребления, удовлетворяя отложенный спрос на товары и услуги. Но уже в октябре правительство ужесточило противоэпидемиологические ограничения, заставив граждан пересмотреть статьи повседневных расходов. Опасаясь очередного снижения зарплат и перехода части компаний в удаленный режим работы, россияне снова начали экономить на платных услугах, бытовой технике, брендовых товарах, одежде, электронике и другой непродовольственной продукции.
Выводы экспертов Центробанка подтверждают результаты других исследований. Например, аналитики «СберИндекса» выяснили, что возвращаться к «карантинному» режиму потребления россияне начали еще в середине октября 2020 года. Наши сограждане резко снизили расходы на покупку авиабилетов, посещение заведений общественного питания, салонов красоты, кинотеатров. Также россияне стали реже вызывать такси и пользоваться общественным транспортом. При этом ощутимо вырос спрос на медицинские товары, лекарственные препараты и доставку готовой еды. Кроме того, жители РФ сохранили «карантинную» привычку покупать и проводить платежные операции онлайн.
В декабре потребительская активность граждан традиционно растет: в период подготовки к новогодним праздникам покупатели тратят больше обычного. Но в этом году ситуация может измениться: россияне опасаются дальнейшего периода нестабильности, а потому планируют экономить на подарках и праздничном застолье. Тщательно выбирая и покупая товары в онлайн-магазинах, приобретая акционные продукты и сокращая бюджет на поздравлении близких, наши соотечественники пытаются сохранить хрупкую финансовую стабильность.
Чтобы после каникул не попасть в долги, следует отказаться от спонтанных покупок в предновогодний период, спланировать обязательные расходы и составить списки приобретений. Чтобы без труда анализировать суммы финансовых поступлений и трат, установите специальное мобильное приложение на свой смартфон.
Столкнулись с финансовыми трудностями? Срочно нужны деньги до зарплаты? Обратитесь в онлайн-сервис микрокредитования «Срочноденьги».