Клиенты МФО стали реже попадать в просрочку, чтобы не портить свою кредитную историю
Эксперты бюро кредитных историй «Эквифакс» изучили динамику индекса кредитной сознательности клиентов МФО в период с января по октябрь 2020 года. За 10 месяцев платежная дисциплина граждан улучшилась, а значение показателя выросло с 0,77 до 0,82 пунктов. В последний раз индекс достигал такой отметки в 2014 году, а его максимальное падение до 0,58 пунктов эксперты зафиксировали в кризисном 2015 году.
Индекс кредитной сознательности отражает, насколько дисциплинированно заемщики погашают займы на карту и банковский счет. Чем выше его значение, тем реже клиенты МФО попадают в просрочку и отказываются возвращать долги.
Большинство игроков микрокредитного рынка также подтверждают улучшение платежной дисциплины заемщиков. В ходе ноябрьского опроса 21 % респондентов из 183 компаний, принявших участие в опросе, отметили рост числа должников, которые вернулись к графику погашения займа. При этом 12 % участников зафиксировали сокращение этого значения, а остальные 67 % респондентов не увидели никаких изменений в поведении плательщиков.
Уровень финансовой грамотности граждан постепенно растет, стимулируя их переключаться в сберегательный режим потребления. Заемщики учатся использовать кредитные средства в крайних случаях, избегая роста долговой нагрузки в период экономической нестабильности. По этой же причине жители России отказываются от спонтанных покупок и необязательных расходов.
Эксперты компании Deloitte уверены в том, что наши соотечественники боятся испортить свою кредитную историю и не хотят лишиться возможности занять деньги в дальнейшем. По этой причине клиенты МФО стали ответственнее относиться к обслуживанию своих долговых обязательств и охотнее взаимодействуют с кредиторами в периоды финансовых сложностей.
С началом пандемии коронавируса МФО ужесточили параметры скоринговых систем и усилили меры по противодействию мошенничеству. Таким образом компаниям удалось привлечь платежеспособную аудиторию, улучшить качество клиентской базы и снизить рисковость выдач. В результате сократилось количество просроченных займов в их портфеле.
Еще одним фактором, который повлиял на индекс кредитной сознательности заемщиков, стал запуск МФО собственных программ поддержки клиентов в период пандемии. Во время вынужденных выходных многие граждане не смогли оформить государственные кредитные каникулы потому, что их ситуация не отвечала требованиям соответствующего закона. Кредиторы предложили клиентам индивидуальные программы по снижению долговой нагрузки: отсрочку даты внесения платежей, продление срока действия договора, кредитные каникулы на специальных условиях и т.д. Благодаря таким мерам заемщики смогли справиться с финансовыми трудностями и вернуться к графику погашения микрозаймов, не попав в просрочку.
Чтобы сохранить положительную кредитную историю, важно вовремя информировать кредитора о своих проблемах и быть открытым к диалогу. В этом случае компания сможет предложить клиенту варианты реструктуризации займа, чтобы не допустить образования долга.