Треть россиян могут стать жертвами мошенников из-за низкого уровня цифровой грамотности
Эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) провели очередное исследование уровня цифровой грамотности россиян. Соответствующий индекс в ноябре 2020 года составил 26,69 баллов из 100. Это значит, что значительная часть граждан все еще не освоила цифровые технологии и не применяет их в повседневной жизни для управления личными финансами.
Низкую цифровую финграмотность продемонстрировали 35 % респондентов исследования. В данную категорию участников преимущественно входят жители сел, пожилые люди, а также граждане, чье финансовое состояние можно оценить как плохое. В повседневной жизни они предпочитают расплачиваться наличными, не используя банковские приложения и другие сервисы для планирования бюджета, проведения платежных операций и оформления финансовых услуг.
Средний результат знаний показали 44 % участников исследования, а высокий – 21 % респондентов. Лучше всех ориентируются в цифровых технологиях участники с высоким уровнем благосостояния, активные клиенты банков, жители крупных и средних городов страны, а также молодежь. Из года в год растет доля пользователей различных финансовых приложений и онлайн-сервисов.
В ходе опроса 65 % граждан сообщили, что используют онлайн-банк для управления счетами и совершения платежных операций. В 2019 году доля таких ответов не превышала 56 %. Еще 30 % опрошенных оплачивают товары и услуги с помощью цифровых технологий, а 6 % — используют специальные приложения для ведения личного бюджета.
Стремительные темпы цифровизации стимулируют пользователей повышать свою финансовую и цифровую грамотность. Пассивное ожидание приводит к потерям: неосведомленные люди становятся жертвами мошенников. Аферисты используют страхи граждан, которые не разбираются в современных платежных инструментах и интернет-серфинге, создавая поддельные сайты банков и государственных ведомств, устанавливают сканеры на банкоматы и терминалы, создают финансовые пирамиды.
Чтобы защититься от мошенников, нужно отслеживать новости об их схемах и учиться распознавать обман. Кроме того, важно создавать сложные пароли регистрации на различных финансовых ресурсах и держать их в секрете. Не пересылайте свои персональные данные и фотографии банковских карт третьим лицам в соцсетях или мессенджерах, не храните такие снимки в смартфоне. Помните, что CVV- и PIN-код, пароли к онлайн-банку, коды из сообщений от банка, срок действия карты – это все конфиденциальная информация, которую нельзя сообщать никому.
Старайтесь использовать только проверенные веб-сайты: это касается и совершения онлайн-покупок, и оформления займов до зарплаты или других финансовых услуг.
Чтобы повысить свою финансовую грамотность, не обязательно собирать полезную информацию по всему интернету. Актуальные сведения о способах управления личным бюджетом, противодействии мошенничеству, использовании цифровых финансовых инструментов, оформлении займов можно узнать на сайте «Срочноденьги».