Российским коллекторам запретили взаимодействовать с какими-либо гражданами, кроме должников
Президент России подписал законопроект, который запрещает взыскателям общаться по поводу долга с кем-либо, кроме клиентов. Новая норма устанавливает «презумпцию несогласия» третьих лиц на контакты с коллекторами. Организации смогут взаимодействовать с гражданами, только если последние письменно согласятся на такое сотрудничество.
Недобросовестные коллекторы нередко распространяют информацию о долге среди третьих лиц, общаясь с родственниками, соседями и коллегами должника – поясняют авторы инициативы. Причем взыскатели не просят разрешения на такое общение ни у клиента, ни у его окружения, а телефоны и адреса друзей и коллег должника коллекторы ищут в соцсетях и других открытых источниках информации. В результате клиент коллекторского агентства сталкивается с разглашением персональных данных, проблемами на работе и другими неудобствами. Инициатива должна сократить количество подобных инцидентов и защитить права должников.
Представители Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) в целом поддерживают инициативу, но предлагают уравнять в правах и возможностях все компании, которые занимаются взысканием долгов. В текущей редакции закон разрешает банкам запрашивать согласие третьих лиц на общение и в письменной, и в устной форме, а коллекторам и МФО – только в письменной. Также на банковском рынке новая норма распространяется только на договоры, заключенные после вступления законопроекта в силу. В то же время взыскатели и микрокредиторы должны запрашивать согласие третьих лиц по всем активным договорам. Специалисты НАПКА предлагают дать «банковские» возможности всем остальным кредиторам и их представителям.
Российские законодатели приняли много норм, которые должны повысить ответственность участников рынка взыскания и устранить токсичные практики. Например, депутаты запретили взыскателям обрабатывать долги по оплате услуг ЖКХ. Ранее эксперты Минюста разработали законопроект, который разделяет коллекторов по категориям, в зависимости от степени риска нарушения прав должников: низкий, средний, значительный, высокий. Чем чаще организация применяла запрещенные меры воздействия на клиентов, тем ниже ее статус. Но представители рынка взыскания раскритиковали инициативу, ведь ее авторы не учли ни размера компаний, ни объем долгов, с которыми они работали. Очевидно, что чем крупнее агентство, тем большее количество дел она обрабатывает, и тем больше заявлений на нее поступает, хотя доля жалоб в общей массе долгов может оставаться низкой.
Чтобы не столкнуться с недобросовестными коллекторами, которые нарушают права должников, важно занимать средства только в законных банках и МФО, и вовремя их возвращать. Легальные кредиторы сотрудничают с безопасными взыскателями, поэтому даже если долг попадает к коллекторам, заемщик может не бояться угроз, разглашения своих данных и прочих неправомерных действий. С взыскателями также можно договориться о списании части начисленных процентов, изменении графика платежей и других уступках.