Российские компании не привлекают инвесторов, которые руководствуются ESG-подходом, сообщили NEWS.ru эксперты. Корреспондент интернет-издания выяснил причины низкой популярности развития концепции, построенной на заботе о социальном положении сотрудников, климате и определенной перестройке системы управления (ESG — environmental, social, goverance).
Экология — вторичный фактор
Вложения в бумаги компаний, которые заботятся об экологии, корпоративной политике, где нет дискриминации сотрудников и коррупционных скандалов, иногда называют «высокоморальными». Объём таких инвестиций в мире с 2016 по 2019 год вырос на $8 млрд — с $22,8 до $30,8, существенная часть пришлась на Европу и США. Причём, если с 2014 года капитал в этой области прирастал примерно на треть каждые два года, то до 2025 года прогнозируется его увеличение до $70 млрд, а к 2030 году — до $200 млрд
Алексей Кричевский (эксперт Академии управления финансами и инвестициями):
К сожалению, Россия как инвестиция для таких вложений пока непривлекательна. Если во многих развитых государствах планеты, равно как в компаниях, торгующихся на фондовых рынках, нефинансовая отчётность — нормальное явление, в нашей стране она должна быть разработана и принята до 2030 года в рамках концепции по развитию «зелёных» инструментов.
В свою очередь вице-президент ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков признал, что во многих отечественных компаниях даже не знают, что такое ответственное финансирование.
Чиновники тянут «зелёных» инвесторов в Россию
Марина Слуцкая (врио директора департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития):
ESG-проекты не очень привлекательны не только в РФ, но во всём мире с точки зрения исключительно денежных показателей. Есть инвесторы, которые ориентируются именно на них, других интересуют «высокоморальные» установки, а есть те, кто сочетает факторы. Какого-то исключительно преимущества на сегодня у ESG нет. Но мы считаем, что Минфин и ЦБ должны задуматься о финансовых стимулах для них на первом этапе. Что касается министерства, то у нас есть ряд успехов. Большая часть результатов в этой сфере сделана нами. Мы поддерживали открытие специальной секции на Московской бирже, участвовали в переговорах с ЦБ, потому что он изначально не поддерживал эту идею.
Елена Феоктистова (управляющий директор РСПП по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству):
Облигации — это то, что уже реально запущено. Ими уже можно пользоваться. Сегмент развивается в нашей стране и в мире. Я думаю, появятся и другие инструменты, причём не только экологические. Будет идти оценка компаний, которые вкладывают деньги в управление финансовыми рисками и ESG-факторами.
Миллениалы могут спасти экологию России
Инвестирование в компании, которые отстаивают или разделяют экологические ценности и заботу о сотрудниках, вполне актуально в РФ для представителей поколения миллениалов, рассказал шеф-аналитик компании TeleTrade Пётр Пушкарёв.
Пётр Пушкарёв (трейдер и шеф-аналитик TeleTrade):
Ответственному инвестору немаловажно, смогут ли принести ощутимую материальную выгоду вложения в ценные бумаги понравившейся ему компании. Но ему далеко не безразлично и на чём зарабатывают люди, чьи проекты он косвенно финансирует. Я знаю лично и нескольких людей среднего и старшего возраста, кто, как и сам я, никогда не вложится принципиально в Lockheed Martin или United Technologies: крупнейших подрядчиков военно-промышленного комплекса США, чьи доходы могут быть большими, но неразрывно связаны с обслуживанием военных заказов.
Ответственному инвестору немаловажно, смогут ли принести ощутимую материальную выгоду вложения в ценные бумаги. Но ему далеко не безразлично и на чём зарабатывают люди, чьи проекты он косвенно финансирует.
Собеседник полагает, что в России имеют шанс стать популярными «моральные» проекты по традиционным для страны технологиям производства из льна, экологичной одежды, пеньки и даже бумаги.
Ведущий аналитик Forex Optimum Капустянский отметил, что тема экологии и социальной ответственности последнее время является мейнстримом в западной корпоративной культуре. Даже классический CFA Institute вводит дополнительные разделы, связанные с ESG в свои программы обучения, рассказал он. Однако в России подобная культура вряд ли приживётся ближайшее время, уверен Капустянский: такими идеями озадачены компании из государств с развитой экономикой, которые могут себе позволить траты на данные цели. В странах менее богатых, в том числе в РФ, главное — дешевизна и максимальная доступность для населения, подытожил эксперт.