Лидеры 27 стран Евросоюза в ходе чрезвычайного саммита пытались принять семилетний бюджет в размере €1 тлрн и план спасения пострадавшей от коронакризиса экономики, что должно обойтись еще в €750 млрд Переговоры лидеров стран начались в пятницу и продолжились в выходные. В понедельник, 20 июля, была предпринята четвертая попытка утвердить расходы.
«Я не люблю искать виноватого, но этот голландец — настоящий ответственный за неурядицы», — цитировало агентство Reuters венгерского премьера.
Об упорстве Рютте в отстаивании своей позиции сообщал на своей странице в Facebook и премьер Италии Джузеппе Конте. Еще в минувшую субботу он заявил, что страны должны прийти к соглашению в воскресенье, потому что затягивание переговоров никому не выгодно. Но в воскресные попытки договориться не увенчались успехом.
Более того, к группе этих стран, прозванных «прижимистой четверкой», присоединилась еще одна — Финляндия. То есть позиция несогласных в ходе переговоров даже укрепилась, а шансы утвердить смету антикризисных расходов понизились.
Документы на саммите ЕС считаются утвержденными не простым большинством голосов и не двумя третями, а только при условии единогласного одобрения.
Теперь «решающим» днем саммита считается понедельник, 20 июля. Четыре дня переговоров не рекорд для Европы, отмечает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. «Самый длинный саммит ЕС был в 2000 году в Ницце — пять дней. Тогда решалась тема поэтапного вступления в ЕС 12 новых стран. Казалось, что ничего важнее этого быть не может», — говорит Пушкарев.
Но «скаредная четверка» наиболее богатых стран и примкнувшая к ним Финляндия выдвинули контрпредложение. Общий объем помощи наиболее пострадавшим от пандемии странам юга Европы снизить до 700 млрд евро, а соотношение грантов и кредитов сделать равным — по 350 млрд евро.
А если будете плохо себя вести
Главный вопрос, в действительности, не в сумме, а в механизме расходования долговых средств, объясняют эксперты. Торгуются не только и не столько за десятки миллиардов евро, сколько за принципы распределения средств, считает Пётр Пушкарёв.
«Четверка скряг» предлагает контролировать сообща, на какие именно цели Италия, Испания и другие с страны, по-максимуму потрепанные вирусом, будут расходовать деньги. Нидерланды и Дания, например, требуют, чтобы менее зажиточные страны, получив безвозвратные субсидии, как они полагают, «за их счет», проводили бы еще правильные экономические реформы», — уточняет Пушкарев.
«Правильные реформы» — это значит экономить на всем, урезать социальные расходы, как в случае с Грецией, чья экономика рухнула в 2008 году. Разумеется, никакой стране не понравится, что ей будут указывать, как лучше выходить из кризиса, на чем экономить, а где, наоборот, стимулировать экономический рост, указывают эксперты.
На этой почве разгорелся и политический конфликт. «Виновником торжества» в этом случае считается венгерский премьер Орбан. ЕС неоднократно критиковала Орбана за ущемление в его стране свободы слова, покушение на независимость судебной системы и другие демократические свободы. Глава кабмина Венгрии нередко игнорировал рекомендации ЕС. И, разумеется, он выступил против предложенной нормы о замораживании финансовой поддержки тем странам, которые пренебрегают демократическими ценностями.
Орбан пригрозил, что Будапешт наложит вето на договоренности, если в них будет такое ограничение. И даже предлагал выйти из Евросоюза тем странам, которым не нравится предложенный механизм выхода из кризиса.
«Основоположники ЕС обвиняют правительства Венгрии и Польши в недостаточной приверженности демократии и грозят оттяпать у них в счет их «политических грехов» изрядный кусок финансового пирога», — иронизирует Пушкарев.
«Зная, как функционирует ЕС, было очевидно с самого начала, что амбициозное предложение главы Евросовета Шарля Мишеля будет значительно смягчено и расходов может оказаться недостаточно, чтобы справиться с масштабным кризисом», — поясняет «Газете.Ru» руководитель отдела макроанализа
Saxo Bank Кристофер Дембик.
Саммит показывает, насколько глубока фрагментация ЕС и что национальные интересы часто преобладают, даже когда речь идет всего лишь о нескольких десятках миллиардов евро, добавляет Дембик. «Учитывая уровень язвительности и разочарования, достигнутый на саммите за последние дни, это соглашение, вероятно, будет иметь глубокие долгосрочные последствия для функционирования ЕС и усилит раскол между его Севером и Югом и даже, возможно, подтолкнет Нидерланды к выходу из ЕС. Доверие между государствами-членами, основанное на добросовестном сотрудничестве, подорвано», — заключает эксперт Saxo Bank.
Видео дня. Режим “удаленки“ пропишут в Трудовом кодексе РФ