Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета рекомендует правительству и акимату Нур-Султана рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшей реализации проекта «Новая транспортная система города Астаны LRT», сообщает Интерфакс-Казахстан со ссылкой на на аудиторское заключение финансово-хозяйственной деятельности City Transportation Systems (CTS, ранее ТОО «Астана LRT»).
«Правительству Республики Казахстан и акимату города Нур-Султан рекомендовать: рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшей реализации проекта «Новая транспортная система города Астаны LRT (участок от аэропорта до нового железнодорожного вокзала)», — говорится в документе. В заключении комитетом рекомендуется обратить внимание на неокупаемость данного проекта и значительные бюджетные инвестиционные и эксплуатационные расходы в случае продолжения его реализации. Так, на завершение проекта LRT с учетом аванса и неоплаченных строительных работ, согласно аудиторскому заключению, необходимо $1,365 млрд (2019 год — $55 млн, 2020 год — $984 млн, 2021 год — 212,8 млн).
Неокупаемость эксплуатационных затрат при высокой себестоимости услуг LRT, как указывается в заключении, приведет к необходимости выделения бюджетных субсидий для покрытия убытков компании в период эксплуатации системы при принятой стоимости проезда в первый год 200 тенге за поездку.
«Потребность в бюджетных субсидиях при эксплуатации проекта LRT, допуская уровень пассажиропотока (включающий в себя маршруты, которые только часть пути проходят по маршруту LRT или вблизи прохождения маршрута) 41,6 тыс. поездок в сутки и стоимости проезда 200 тенге в первый год эксплуатации составит 99 млрд 380 млн тенге. При оптимистичном прогнозном темпе роста столичного населения — 4,2% и ежегодного увеличения стоимости проезда (7%) расчетный объем субсидий, необходимый для покрытия затрат на эксплуатацию LRT на 10 лет, составит более 1 трлн 215 млрд 151,4 млн тенге», — говорится в документе.
При этом подчеркивается, что с 4 квартала 2018 года по настоящее время работы по строительству проекта LRT не ведутся ввиду отсутствия финансирования. Объем работ выполнен на 16,6% или $313,5 млн. Идея строительства системы LRT в столице Казахстана обсуждалась с 2000-х годов. Строительство первой ветки началось в 2011 году и первоначально должно было завершиться в 2013-м. Потом сроки завершения строительства неоднократно переносились.
Первоначально предполагалось, что проект строительства LRT будет профинансирован за счет кредитных средств государственного Банка развития Китая. Заказчик проекта — City Transportation Systems (ранее ТОО «Астана LRT») — получило от китайского банка $344 млн, однако потом с выделением средств возникли сложности.
Впоследствии городские власти отказались от займа и утвердили новую схему финансирования, согласно которой City Transportation Systems (ранее ТОО «Астана LRT») разместит облигации на казахстанском внутреннем рынке. Объем облигационного займа составит $1,5 млрд, из этой суммы $344 млн планировалось направить на погашение китайского займа, остальные $1,2 млрд — на строительные работы.
Позже сообщалось, что Народный банк приобрел облигации City Transportation Systems (ранее ТОО «Астана LRT») на $400 млн под гарантию министерства финансов Казахстана. City Transportation Systems (CTS, ранее ТОО «Астана LRT») создан в апреле 2011 года при управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры акимата Нур-Султана. Как сообщалось, Антикоррупционная служба Казахстана завершила расследование уголовного дела по фактам хищений в «Астана LRT» при строительстве системы легкорельсового транспорта (ЛРТ) в Нур-Султане. Сумма ущерба составила 5,7 млрд тенге.