«В целом по бюджетным цифрам, если будет полностью исполнен антикризисный пакет (то есть обращаемость по всем мерам, которые предусмотрены, будет 100%-ной — некоторые меры более популярны, некоторые менее, поэтому в среднем по больнице так не будет, наверное), то есть если будут полностью задействованы утвержденные расходы при текущем уровне цен на нефть — 39 долларов баррель в среднем по году, то общий объем дефицита может составить порядка 5%. Возможно будет поменьше», — сказал Колычев.
Минфин видит, что, судя по фактической динамике поступления ненефтегазовых доходов и по тому, как развивается экономика в целом, ситуация складывается лучше, чем ожидалось.
«Поэтому 5% ВВП — это скорее верхняя граница оценочного диапазона дефицита федерального бюджета», — уточнил он.
Основным источником финансирования дефицита бюджета в текущем году, по словам Колычева, должны стать заимствования, использование ФНБ будет небольшим.
«В целом за год при таком прогнозе цен на нефть получается порядка 250-300 миллиардов (рублей — ред.) использования ФНБ. Остальные источники — это привлечение займов», — сказал он.
«Общий дефицита бюджета — около 5% ВВП. Примерно на такой объём заимствований в валовом выражении мы и ориентируемся», — сказал замминистра.
Он уточнил, что в абсолютных цифрах это будет около 5 триллионов рублей.
В действующем законе о бюджете валовый объем заимствований Минфина на внутреннем рынке в 2020 году был запланировал на уроне 2,3 триллиона рублей, а чистая сумма привлечения составляет 1,7 триллиона рублей. Принимая решение об источниках финансирования дефицита, Минфин, по словам Колычева, исходил из того, что в период циклического спада, независимо от его причины, спрос на кредитование со стороны частного сектора снижается. Кроме того, банкам также комфортнее принимать на себя суверенный, а не корпоративный риск. В таких условиях, по его словам, стоимость займов не увеличится. Так, во втором квартале, несмотря на значительное увеличение предложения ОФЗ, процентные ставки в среднем по экономике не выросли, а даже немного снизились.
Альтернативным вариантом, по словам Колычева, является использование средств ФНБ, однако это привело бы к нарушению бюджетного правила и дисбалансу в экономике.
«Если тратить ФНБ — курс валюты будет зависеть от таких решений. А сейчас механизм операций на открытом рынке жёстко привязан к динамике цен не нефть, и этим компенсируется виляние цен на нефть и на курсовые соотношения, и на инфляцию, и на процентные ставки в экономике», — пояснил он.
По его словам, расходы бюджета РФ в 2020 году с учетом всех мер по противодействию распространению коронавируса и поддержке экономики и населения могут превысить 23 триллиона рублей против утвержденных 19,7 триллиона рублей.
В действующем законе о бюджете предельный объем расходов составляет 19,7 триллиона рублей. Часть расходов бюджета была перенесена с прошлого года — это еще порядка 960 миллиардов. А объем всех связанных с коронавирусом мер, по его словам, оценивается еще в порядка 4 триллиона рублей.
«Если мы все вместе почитаем, с перенесенными расходами и антикризисными расходами — то выходит больше 23 триллионов. Наверное, как обычно ситуация складывается, часть расходов будет недоисполнена утверждённая, и возможно, цифра будет поменьше. Насколько — сложно сказать», — заявил Колычев.
Он напомнил, что в прошлом году объем неисполненных расходов превысил триллион рублей. При этом замминистра признал, что в текущем году эта сумма будет меньше.
«Как мы знаем, не всегда все утвержденные расходы используются, какая-то часть из них по объективным причинам переносится — контрактуемые обязательства. Но мы, естественно, настраиваем все ведомства на то, что именно в этот год, когда частный спрос проседает, спрос со стороны государства, особенно то, что утверждено бюджетом, лучше использовать по полной, чтобы поддержать экономику», — подчеркнул он.
Потери федерального бюджета РФ от ограничений, введенных в связи с коронавирусом, превысили 1 триллион рублей, сообщил замминистра.
«Больше триллиона», — сказал он журналистам, отвечая на вопрос об эффекте карантина на доходы бюджета.
Замминистра пояснил, что речь идет о потерях именно от снижения активности в экономике, не учитывая предоставленные бизнесу отсрочки по уплате налоговых платежей.
«Нет, не включая отсрочки. У нас отсрочки на самом деле предусмотрены в основном не в части доходов федерального бюджета. Естественно, они влияют на федеральный бюджет, но не на доходные параметры, а на расходные, когда мы компенсируем эти выпадающие доходы из-за отсрочек субъектам и бюджетам внебюджетных фондов. Но непосредственно на доходы федерального бюджета они не так сильно влияют. Поэтому, когда я говорю больше триллиона, — это имеется в виду из-за снижения экономической активности», — сказал Колычев.
Видео дня. Тарифы на услуги ЖКХ вырастут в Москве