Портрет среднестатистического клиента МФО приближается к «банковским» характеристикам, усиливая конкуренцию между микрокредиторами и традиционными кредитными организациями
Треть клиентов МФО по уровню своей благонадежности отвечают требованиями банков, но все равно предпочитают оформлять микрозаймы до зарплаты. Такие выводы сделали эксперты Национального бюро кредитных историй (НБКИ), составив портрет среднестатистического получателя быстрых займов. Согласно динамике, МФО успешно вступают в борьбу за платежеспособных клиентов и становятся все более серьезными конкурентами для банкиров.
На данный момент МФО выдают займы гражданам с персональным кредитным рейтингом (ПКР) от 400 до 600 баллов по шкале НБКИ, а банки сотрудничают с заемщиками, чей ПКР превышает 550 баллов. Это значит, что 28 % клиентов МФО теоретически могут получить банковский кредит. При этом доля заемщиков, риск-профили которых отвечают требованиям и банкиров, и микрокредиторов, составляет всего 3 %.
В течение последних лет МФО постепенно снижают рисковость своих продуктов и усиленно проверяют благонадежность потенциальных клиентов. Менять подход к выдаче займов их заставляет ужесточение регулирования со стороны Центробанка: ограничение дневной ставки и суммы начислений по микрозайму, повышение требований к качеству информирования клиентов и составлению договоров и т.д. Поэтому микрокредиторы вынужденно отказываются от агрессивного наращивания выдач, а специфика их услуг приближается к банковской.
Несмотря на то, что клиентские базы МФО и банков все еще существенно отличаются, организации стали чаще конкурировать за заемщиков, хотя микрозаймы более интересны молодым людям, а кредиты – гражданам среднего возраста. Согласно статистике, средний возраст клиентов банковского сектора достигает 40 лет, а микрокредитного – 32 года. Молодежь чаще использует различные онлайн-сервисы и хорошо ориентируется в современных финансовых инструментах, поэтому без опасений обращается за микрозаймами. Кроме того, нулевая кредитная история молодых заемщиков зачастую лишает их шанса получить ссуду в банке, и этим пользуются МФО: они все активнее выдают займы россиянам младше 25 лет. За последний год доля выдач этому возрастному сегменту выросла с 12 % до 15 %.
Кризис, возникший вследствие пандемии коронавируса, расширил окно возможностей для рынка МФО. В отличие от банков, ломбардов и других кредитных организаций, сервисы онлайн-займов в период вынужденных выходных работали в обычном режиме. Поэтому россияне могли занять деньги удаленно, подав заявку со смартфона или ПК, а МФО круглосуточно рассматривали заявки заемщиков. В условиях карантина онлайн-займы стали для граждан наиболее удобным и безопасным способом получить финансовую поддержку; многие заемщики продолжили использовать услуги онлайн-кредиторов и по окончании режима самоизоляции.