Продление режима самоизоляции на апрель усложнило ведение бизнеса для российских предпринимателей. Они просят государство смягчить налоговый режим и предоставить другие меры поддержки. При этом особенно ощутимы последствия новых реалий в малом бизнесе, показал опрос Аналитического центра НАФИ.
Почти 70 процентов предпринимателей считают, что пандемия коронавируса негативно повлияет на российскую экономику. В первую очередь пострадают сферы общественного питания и туризма, на втором месте — сферы торговли и услуг. Также убытки несут рынки транспорта и развлечений. Каждый пятый предприниматель считает, что в той или иной мере пострадают все отрасли.
В нынешних непростых условиях предприниматели больше чем когда-либо просят о поддержке со стороны государства— остро нуждаются в ней 73 процента компаний. Среди малых предприятий таких больше — почти 80 процентов. Среди ожидаемых мер поддержки — отсрочка по уплате налогов или их отмена. Также предприниматели просят предоставить субсидии или финансовую поддержку, ввести арендные и кредитные каникулы, выдавать беспроцентные кредиты на поддержание бизнеса, снизить или отменить обязательные взносы в ФСС.
— Если экономические кризисы последнего десятилетия были локальными, либо затрагивали отдельные отрасли экономики, то сегодня мы наблюдаем беспрецедентную ситуацию, когда весь мир сталкивается с серьезными экономическими последствиями пандемии коронавируса. В наибольшей зоне риска — микро— и малый бизнес, — отметила генеральный директор Аналитического центра НАФИ
Гузелия Имаева. — Нынешние условия диктуют другие правила. Чтобы сохранить свою компанию и быстро восстановиться после кризиса, предпринимателям потребуется максимальная готовность быстро подстраиваться под меняющиеся условия, находить новые бизнес-модели и даже менять свой продукт или сервис.
И такие примеры уже есть. Например, некоторые предприятия по выпуску косметических средств и одежды переориентировались на выпуск остро необходимых сейчас санитайзеров и медицинских масок. Рестораны и кафе перестроили свои меню с учетом работы только на вынос, отдельные игроки рынка стали обеспечивать обедами те предприятия, которые продолжают работу. Репетиторы, бизнес— и имидж-консультанты, фитнес-тренеры стали проводить свои занятия онлайн. Отели и санатории продают свои услуги на лето и осень в надежде, что карантинный режим к тому времени будет закончен. А некоторые авиакомпании предлагают купить билет с открытой датой, которым можно будет воспользоваться также после отмены ограничений, связанных с пандемией.
— Отличием этого кризиса от предыдущих является то, что он имеет нефинансовую природу — и под наиболее сильный удар попали не крупные компании и банки (как в 2008 или 2014 году), а малый бизнес и закредитованные граждане, теряющие свои доходы, — подчеркнул управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА»
Антон Табах. — Если с кредитной нагрузкой (в первую очередь в иностранной валюте) банков и корпораций все достаточно позитивно, то донести помощь до безработных граждан и теряющих финансовую устойчивость малых и средних предприятий — сложная задача. Несколько месяцев отсрочек могут позволить выстроить такую систему.
— Если ставка на скорую глобальную реанимацию сработает, то начнется быстрый восстановительный рост, а экономика станет удовлетворять отложенный спрос, — отметил Антон Табах. — Ущерб в отдельных отраслях, например, в индустрии отдыха и очных развлечениях, окажется более долгосрочным. Но в основном выход из кризиса будет быстрым, и год закончится показателем роста около нуля.
В ситуации эпидемии неплохо себя чувствуют такие отрасли, как онлайн-доставка, производители и продавцы защитных медицинских и дезинфицирующих средств. Малому и среднему бизнесу может быть выгодно переходить в онлайн (если это возможно) и пытаться приспосабливаться к нынешним реалиям.
Владислав Онищенко также обратил внимание на то, что технологии позволяют поддерживать более мягкий вариант карантинных мер. Люди могут без проблем общаться, получать услуги, в том числе социальные, покупать товары — и все это не выходя из дома.
Как показал опрос НАФИ, большинство предпринимателей пессимистично оценивают перспективы нормализации ситуации в их отрасли. Почти половина считают, что ситуация вернется в нормальное состояние не ранее, чем через год, а еще 14 процентов полагают, что на это потребуется два-три года. Среди «пессимистов» больше предприятий, созданных до 2010 года и прошедших несколько экономических кризисов. Среди «оптимистов» больше молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет.
Видео дня. Россиянам снизят зарплаты