После окончания президентской кампании в Белоруссии, столкнувшись с непризнанием себя президентом и перспективой политических санкций, на фоне очередного официально не признаваемого кризиса, Минск застопорил «разворот на Запад» и обратился за помощью к Москве. Таковая была оказана по всем направлениям. Однако при этом нефтегазовый конфликт не исчерпан.
Нормализация нефтяных поставок заняла гораздо больше времени и сил, сопровождаясь информационной войной. Оперативные данные Белстата и другие открытые источники позволяют констатировать: и в этой части нефтегазового конфликта Лукашенко не может считать себя победителем.
Экспорт нефтепродуктов из Белоруссии по итогам января-июля 2020 года сократился на 38,5% к аналогичному уровню 2019 года до 3,78 млн т. Главными покупателями остаются Украина и Британия, констатирует Национальный статистический комитет Белоруссии,
Согласно данным Белстата по итогам семи месяцев нынешнего года, отказ от приобретения российской нефти и замещение её «альтернативной» из Норвегии, Азербайджана, Саудовской Аравии и США негативно сказались на объёмах переработки и предложения для внешнего рынка.
В стоимостном выражении экспорт белорусских нефтепродуктов по итогам января-июля 2020 года сокращён на 61,8% до $1,2 млрд при средней цене $317,3 за тонну, что также меньше прошлогоднего уровня (на 37,8%). Таким образом, белорусский экспорт сокращён как в физическом, так и стоимостном выражениях.
Падение стоимости экспортных цен нефтепродуктов, выработанных на обоих белорусских НПЗ, детерминировано объективными факторами, прежде всего — волатильностью рынков. Снижение стоимости нефти предопределило снижение стоимости вырабатываемой из неё продукции.
Развязанная в начале года Саудовской Аравией нефтяная война с Россией сопровождалась огромным демпингом. В этой войне Минск объективно выступил на стороне Эр-Рияда. Союзное государство России и Белоруссии и в этом случае продемонстрировало свою несостоятельность — как и в ходе украинского кризиса 2014 года, как и во многих других ситуациях.
Обращает на себя внимание география экспортных поставок белорусских нефтепродуктов. Первое место по-прежнему за Украиной — на неё пришлось 1,58 млн тонн. В физическом выражении это на 10,9% меньше прошлогоднего уровня. В стоимостном — ещё больше: $614,8 млн (— 43,1%).
Британские компании удерживают второе место среди покупателей белорусских нефтепродуктов. За семь месяцев текущего года они закупили 1,45 млн тонн (— 52,8%) на $343,5 млн (— 75,2%).
Здесь стоит отметить последствия выхода Британии из интеграционного объединения, «восточным партнёром» которого является другая часть Союзного государства, получающая российскую нефть по льготным ценам. При выводе экспортных цен для Белоруссии на уровень Польши, которая почти на 80% своих нужд обеспечена российской нефтью, белорусскую экономику ждёт экономический шок с крайне негативными социальными последствиями.
Сейчас в Евросоюзе и США думают над политическими санкциями в отношении официального Минска. Не признанный легитимным президентом Александр Лукашенко сыграл на опережение и неоднократно озвучил угрозу оставить Прибалтику без белорусского транзита. Речь, прежде всего, об экспорте белорусских калийных удобрений и нефтепродуктов через порт литовской Клайпеды. Через этот же порт в Белоруссию поступает львиная доля «альтернативной» нефти.
Однако угрозы лишить Прибалтику белорусского транзита пока остаются лишь словами. Никаких конкретных действий, свидетельствующих о серьёзности таких угроз, на практике не наблюдается. Их не прослеживается даже на уровне меморандумов или иных форм, принятых в бизнесе.
Белорусский госконцерн «Белнефтехим» не дезавуировал намерение продолжать импорт «альтернативной» нефти от азербайджанской госкомпании SOCAR. Поставки собственно азербайджанской нефти, а также российской и иной шли через одесский порт «Южный».
Своих морских портов у Белоруссии нет, и морского торгового флота тоже нет, хотя ранее официальный Минск заявлял на сей счёт амбициозные планы. Таким образом, белорусские НПЗ в поставках нероссийской нефти полностью зависят от политического фактора — отношений с Евросоюзом и его украинским сателлитом. Нет оснований считать, что в интересах России предоставить Лукашенко возможность замещать российскую нефть импортом «альтернативной» через Усть-Лугу.
Логика белорусских политических и экономических процессов (внутренних и внешних) указывает на скорую перспективу сворачивания очередных игр Минска в «нефтяную независимость от России». На продолжение этой порочной практики у Лукашенко, выражаясь его же терминологией, «нет ни денег, ни мозгов».
Правительство Белоруссии не смогло отказаться от экспорта добываемой в республике нефти. В начале года весь её объём ушёл на загрузку Новополоцкого и Мозырского НПЗ. При том у белорусских партнёров имелись обязательства перед немецкими. Весь постсоветский период Белоруссия экспортировала в ЕС весь объём добываемой на своей территории нефти.
С весны также возобновился экспорт белорусской нефти в ЕС — до 507 тыс. тонн, что на 32,7% меньше прошлогоднего уровня в физическом выражении и на 63% в стоимостном. На продаже «речицкой» нефти белорусские друзья и партнёры заработали $126,1 млн в течение января-июля.
Белоруссия продолжит экспортировать нефть, добываемую на своей территории и в России, через НК «Янгпур» («дочка» белорусской госкомпании «Белоруснефть» в Ямало-Ненецком автономном округе). Более ликвидных товаров на западном направлении экспорта у неё не так уж и много.
На данный момент нет оснований считать, что в ближайшие годы прозападная оппозиция сможет отстранить Лукашенко от власти. Пока у него есть экономическая, политически и, главное, военная поддержка Москвы, внутренние протесты ему не страшны. Однако даже в такой гипотетической ситуации структура белорусского экспорта на западном направлении скорее ухудшится, и топовые позиции останутся за нефтепродуктами, сырой нефтью и калийными удобрениями.
Инициированный Лукашенко очередной нефтегазовый конфликт с Россией нанёс большой ущерб не только Белоруссии и не только в экономике. Москве и одумавшемуся Минску стоило немало времени, нервов и прочих, вполне просчитываемых в деньгах издержек, чтобы нормализовать ситуацию. Процесс этот не завершён.
Политизированная установка во что бы то ни стало диверсифицировать белорусский экспорт и импорт, в том числе в нефтяной сфере, продолжает наносить огромный ущерб национальным интересам Белоруссии — если, конечно, не отождествлять таковые исключительно с сохранением Александра Лукашенко у власти. Белоруссия, как и ранее Украина, наглядно продемонстрировала несостоятельность надежд на покровительство Запада взамен на русофобию. Также получен бесценный опыт отработки на практике законов геоэкономики.