По данным Центробанка, в 2020 году примерно 48 % россиян столкнулись с действиями банковских мошенников
Эксперты Центробанка представили результат в прошлом году с аферистами взаимодействовали 48 % граждан и 30 % представителей бизнеса таты опроса россиян на тему банковского мошенничества. Исследование проходило с августа по декабрь в прошлом году с аферистами взаимодействовали 48 % граждан и 30 % представителей бизнеса 2020 года, в нем приняли участие 41,8 тыс. респондентов: 41,6 тыс. физлиц и 198 предпринимателей. Согласно полученным данным, в прошлом году с аферистами взаимодействовали 48 % граждан и 30 % представителей бизнеса. При этом средний уровень доверия наших соотечественников к безопасности электронных сервисов и технологий вырос на 2,4 процентных пункта (п.п.) до 73,3 %.
В первом полугодии 2020 года мошенники совершили несанкционированных операций на сумму 4 млрд рублей, а в 3-м квартале это значение выросло еще на 2,5 млрд рублей. Для сравнения, в 2019 году преступникам удалось «увести» всего 6,5 млрд рублей. Согласно оценке представителей банковского бизнеса, в 2020 году количество случаев мошенничества выросло более чем вдвое.
Аферисты стали активнее на фоне пандемии коронавируса, которая внесла изменения в жизнь граждан и условия ведения бизнеса. Переход россиян на удаленную работу, карантинные ограничения, назначение специальных социальных пособий и выплат для семей с детьми, а также популяризация онлайн-сервисов открыли перед мошенниками максимум возможностей для запуска схем обмана. В 90 % случаев преступники использовали методы социальной инженерии, заставляя граждан добровольно сообщить конфиденциальные сведения.
Самой распространенной схемой стал телефонный звонок от имени работника банка или государственного учреждения. Предлагая собеседнику оформить пособие на детей, подтвердить регистрацию на портале Госуслуг, принять участие в бесплатном тестировании на коронавирус или получить какую-либо компенсацию от государства, преступники записывали персональные данные жертвы, а также просили сообщить PIN- или CVV-коды к картам или код из SMS-сообщения от банка. Получив необходимые сведения, они устанавливали контроль над банковскими счетами человека и выводили деньги в неизвестном направлении.
Не менее популярна у злоумышленников и другая схема обмана: рассылка электронных писем и сообщений в мессенджерах со ссылками на сайты, зараженные вредоносным ПО. В период зимних праздников хакеры активно подделывали сайты банков, популярных онлайн-магазинов и сервисов по резервированию билетов. Как только пользователь пытался авторизоваться на таком сайте или оплатить покупку, его личные данные попадали в руки преступников.
Также в 2020 году мошенники начали использовать приложения для удаленного доступа к мобильным устройствам. Собирая контакты граждан на онлайн-досках бесплатных объявлений и сайтах поиска работы, аферисты звонили потенциальным жертвам от имени покупателя или возможного нанимателя и убеждали собеседника установить на смартфон программу для дистанционного подключения к устройству. После того, как человек загружал приложение, аферисты получали доступ к его смартфону и всем конфиденциальным данным, включая пароли к мобильному банку.
В связи с учащением случаев мошенничества, эксперты обращаются к жителям РФ с напоминанием:
- нужно хранить в тайне свои паспортные данные и личную информацию;
- не стоит переходить по ссылкам неизвестного происхождения;
- нельзя устанавливать программы, суть которых вам неизвестна;
- если вам предлагают оформить доступное пособие, обязательно уточните детали этой возможности на официальном сайте Госуслуг.
- получив письмо с предложением получить выгодный займ на карту или открыть депозит на привлекательных условиях, свяжитесь с представителем финансовой организации по номеру телефона, указанному на официальном сайте, и удостоверьтесь в наличии подобных продуктов.