Казахстан просит Россию проложить трубопровод «Сила Сибири — 2» сначала через свою территорию, а потом уже направить в Китай. Такой маршрут необходим Нур-Султану, чтобы газифицировать свои города и села. Но у Москвы есть и другие варианты — через Алтайский край или Монголию. Эксперты считают, что в конечном счете последнее слово за Китаем.
Российский газопровод «Сила Сибири — 2», который планируется направить в Китай, может быть частично проложен по территории Казахстана с последующим выходом в Китай, к его газопроводной системе «Запад — Восток». Об этом сообщил журналистам министр энергетики Казахстана Нурлан Ногаев.
«Реализация данного проекта пока в планах, конкретные параметры не обозначены. Мы предложили, чтобы этот газопровод, если можно, провести через территорию Казахстана», — сказал Ногаев.
Страна намерена за счет российского газа обеспечить теплом населенные пункты Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей.
«Несомненно, переговоры будут продолжены — это рабочий процесс», — заключил казахстанский чиновник.
О необходимости строительства второй ветки газопровода говорилось сразу после заключения договора о строительстве первой — «Сила Сибири». Это было в мае 2014 года.
Газовый проект был запущен в декабре 2019 года. Раньше Китай получал газ преимущественно по магистрали из Туркмении, запущенной в 2009 году, а также закупал СПГ.
Выход «Силы Сибири» на полную мощность намечен на 2025 год. Пока же «Газпром» поставляет китайским партнерам по десять миллионов кубометров газа в день.
Сначала ее планировали запустить в Китай через Алтайский край. Однако у проекта есть критики. В первую очередь экологи, а также население Горного Алтая.
Уж лучше через Монголию
Второй плюс монгольского маршрута — газ мог бы напрямую доставляться в густонаселенные районы Китая. Проектирование магистрали, как предполагается, займет два года, строительство — четыре или пять лет.
В декабре 2019 года президент РФ Владимир Путин также предложил проработать этот маршрут, окончательно изучить технико-экономическое обоснование такого проекта и доложить руководству трех стран.
Эксперты, кстати, отмечают, что монгольский вариант рассматривался даже в начале 2000-х годов, но так и не был до конца проработан. И причина этому — позиция Китая. Официальный Пекин выступал против транзита через Монголию.
«В последнее время Китай поддерживает этот вариант, но в вялотекущем режиме. Китайские товарищи не говорят нет, обещают рассмотреть варианты», — говорит Гривач.
У казахстанского варианта, как указывает эксперт, есть существенный минус.
Казахстан будет страной-транзитером и поэтому может представлять опасность. Это видно и по тому негативному опыту, который Россия получила на европейском направлении.
Хотя страна и является надежным партнером России по Евразийскому экономическому союза, но это на данный момент. Что будет через несколько лет, неизвестно, а газовые проекты рассчитывают на десятилетия.
Не исключено, впрочем, что Россия и Китай все-таки смогут задействовать и казахский маршрут, и монгольский. Китай — вторая экономика мира и самый большой рынок газа в мире.
Спрос на газ в Поднебесной растет. Причем потребности обусловлены не только высокими экономическими темпами, но и экологическими проблемами. Основа ТЭК Китая — уголь, из-за чего экологическая ситуация, особенно в крупных городах, оставляет желать лучшего.
Переход на газ и мирный атом и отказ от угольной генерации уже объявлен властями национальной стратегией. Так что в скором времени России и Китаю, скорее всего, придется проектировать еще один маршрут «Сила Сибири — 3». И тогда между делом, возможно, будет газифицирован Казахстан.