Однако 2020 году данное требование было поставлено в ультимативной форме, и Киев, несмотря на полную неготовность экономики и миллиардные долги управляющих компаний, был вынужден согласиться и спешно готовить реформу. Цены на газ, очевидно, сильно вырастут, но насколько — эксперты предсказать пока не могут.
С невозможностью заплатить долги банкам и выполнять свои обязательства перед населением украинские коммунальщики сталкивались и ранее. Даже в условиях жесткого регулирования оптовых цен после 2014 года они несли чудовищные убытки, многие компании были закрыты из-за долгов, часть находится на грани банкротства и по сей день.
По данным украинского издания «Обозреватель», большинство коммунальных компаний в стране и сами на грани отключения от газоснабжения, они не могут даже рассчитаться с долгами, чтобы закупить газ. При этом даже рост тарифов для населения, по заверениям предпринимателей, не сможет покрыть все затраты коммунальщиков на покупку энергоносителей. И пока бизнес из последних сил стараются оптимизировать свои бюджеты и спасти остатки разрушенных теплосетей, власти не обращают внимание на его мольбы, вероятно, надеясь покрыть текущие бюджетные расходы за счет очередного транша от МВФ.
Слово кредитора — закон
13.5 процента ВВП составляют расходы Украины на обслуживание государственного долга
Надежды на спасение экономики Киев связывал с получением очередного транша в рамках кредитной программы от Международного валютного фонда, принятой в 2020 году. Тогда Украина сумела договориться о получении кредита на пять миллиардов долларов в течение 18 месяцев взамен на проведение долгожданных реформ, и в том числе отмены сдерживания цен на коммунальные услуги. В рамках первого транша Киев получил 2,1 миллиарда долларов и привычно отложил реформы в долгий ящик.
«Нужно будет решать вопрос, где можно сэкономить, придется пересмотреть расходы. Необходимо быть готовыми к выходу на внешние рынки и одалживать под более высокие проценты, чего, конечно, не хотелось бы», — считает советник президента Украины по экономическим вопросам
Олег Устенко.
93 процента украинцев считают завышенными установленные в стране тарифы на газ, воду и электричество (по данным социологического центра Разумкова)
Однако тут руководство Украины оказывается между двух огней. С одной стороны, ему срочно нужно выполнить обязательства перед МВФ, чтобы пополнить тающий на глазах бюджет. С другой — предыдущие попытки резко взвинтить цены окончились для президента Зеленского рекордным падением электорального рейтинга. В феврале он достиг исторического минимума: 19,8 процента среди определившихся с выбором. Подавляющее большинство украинцев и так называют счета за свет, воду и газ непомерно завышенными — за последние несколько лет они выросли более чем в два раза.
Акция протеста против роста цен на газ и электроэнергию в Киеве, 15 января 2021 года. Фото: Talha Yavuz / Anadolu Agency / Getty Images
1 февраля Зеленский и его команда все же решились пойти на уступки и принудительно снизили цены — как оказалось, ненадолго. В конце апреля, несмотря на все обещания населению, подъем цен на газ все же начался.
Безвыходная ситуация
Власти Украины обосновали свой шаг переходом на новые годовые тарифы, по которым стоимость газа останется фиксированной в течение следующих 12 месяцев. Согласно новым правилам, цена за кубометр будет варьироваться от 7,96 до 13,5 гривны в зависимости от региона, при том что еще в апреле жители платили за него не более 6,99 гривны. Иными словами, теперь среднестатистической украинской семье, потребившей за год тысячу кубометров голубого топлива, придется заплатить от 7960 до 13500 гривен (от 22,6 до 36 тысяч рублей) за коммунальные услуги без учета воды и электричества.
По подсчетам журналистов, среднестатистической украинской семье на оплату ЖКХ придется тратить в месяц около 3,7 тысячи гривен. И если работающий человек при средней зарплате в 13,6 тысячи гривен (36,4 тысячи рублей) еще сможет затянуть поясок, то рядовому пенсионеру с выплатами в 3,5 тысячи гривен (9,3 тысячи рублей), вероятно, придется жить впроголодь, чтобы позволить себе пользоваться горячей водой.
Как подсчитала украинская Госслужба статистики, за прошедшие 12 месяцев цены на коммунальные услуги в стране в среднем выросли на 26,5 процента. Наиболее сильно увеличились платежи именно за газ — на 90 процентов, свет — на 36,6 процента и горячую воду — почти на 15 процентов.
82 миллиарда гривен (219,6 миллиарда рублей) составила общая сумма долгов населения Украины за услуги ЖКХ к началу мая
Чтобы хоть как-то сгладить последствия от резкого роста цен, правительство предложило гражданам оригинальный выход: заключать договор на поставку газа напрямую с дочерней компанией «Нафтогаза» — ООО «Газоснабжающая компания Нафтогаз Украины». После снятия ограничений на рост тарифов это могут делать как малые, так и средние потребители — например, объединения собственников многоквартирных домов. С учетом повального разорения коммунальных предприятий такой шаг выглядит неприкрытой попыткой «Нафтогаза» стать монополистом не только в сфере прокачки энергоносителей, но и их распределения в стране.
Делается это якобы ради «улучшения госрегулирования на рынках газа, электроэнергии и тепла». Вместе с этим СНБО пожелало выяснить историю перехода прав каждого предприятия в частную собственность. Иными словами, на грядущем заседании ведомства вполне может быть поднят вопрос о необходимости перераспределения активов «недобросовестных» предпринимателей в пользу государства. Поводом, как показывает практика, может стать и «связь со страной-агрессором», и «финансирование террористов» в лице бизнесменов из ДНР и ЛНР.
Совет за последний год уже успел заработать репутацию карательного органа после внесудебного закрытия оппозиционных телеканалов и блокировки счетов пророссийских политиков. Вероятно, после того как козлы отпущения будут найдены, на них можно будет взвалить ответственность за общий развал коммунальной отрасли, смягчив репутационные издержки от повышения цен и других непопулярных реформ. Под этим же соусом Киев может отчитаться перед МВФ о борьбе с коррупцией и за счет монополии на рынке продолжить повышать тарифы до достижения рыночных показателей.
Вот только эти меры не решат двух ключевых проблем украинской экономики — зависимости от реверсных поставок российского газа из Европы и кредитной кабалы, в которую Киев решил загнать себя бесповоротно. Не поможет это и остановить развал коммунальной сферы, которую, похоже, восстанавливать никто толком не собирается.
То же самое можно сказать и о частном секторе, который руководство страны не раз обещало освободить о кабалы регуляций и налогов. И дело тут вовсе не в желании отдельных украинских политиков выстроить в стране госплан по советскому образцу ради «блага простых трудящихся». При отсутствии развитого производства и сферы услуг перераспределение активов всегда становится для правящих кругов привлекательным способом подзаработать. Отсутствие же сильного гражданского общества и независимой прессы лишь усугубляет этот процесс.