В 2019 году дефицит бюджета еврозоны вырос впервые за последние девять лет — с 0,5% до 0,6% ВВП. При этом уже в 2020-м году на фоне пандемии коронавируса отрицательная разница между доходами и расходами европейской казны может увеличиться более чем в 12 раз — до 7,5% ВВП. Как ожидается, значение станет самым высоким с 1995 года. По словам аналитиков, рекордные траты на покрытие потерь от COVID-19 обернутся резким ростом госдолга Европы. В результате у правительств будет меньше возможностей для восстановления экономики после окончания эпидемии, а для балансировки бюджетов странам придётся сокращать пенсии и другие социальные выплаты.
В 2019 году дефицит бюджета еврозоны вырос впервые за последние девять лет и достиг 0,6% ВВП региона. Об этом свидетельствуют данные Евростата, опубликованные в среду, 22 апреля.
Отметим, что после окончания мирового финансового кризиса отрицательная разница между доходами и расходами европейской казны непрерывно снижалась. Так, с 2010 по 2018 годы показатель сократился с 6,3% до 0,5% — минимального уровня за всё время наблюдений.
«Европейцы оказались главными пострадавшими от торговых войн, о чём свидетельствовал обвал промышленного производства в регионе по итогам года. Огромную долю в ВВП Европы играет экспорт, а экономика региона имеет открытый характер. Из-за этого влияние неопределённости по брекситу, а также тарифов США против европейских товаров и замедления КНР оказалось чувствительным. На этом фоне в 2019 году убытки европейской промышленности могли составить около $31 млрд», — отметил эксперт.
Как отмечают специалисты МВФ, с наиболее высоким уровнем дефицита могут столкнуться Испания (9,5% ВВП) Франция (9,2% ВВП), и Италия (8,3%). При этом в крупнейшей экономике региона — Германии — расходы бюджета могут превысить расходы на сумму эквивалентную 5,5% ВВП.
«Раньше ни одна страна еврозоны не имела права превысить бюджет при его согласовании более чем на 3% ВВП. В 2019 году исключениями стали Франция (3%) и Румыния (4,3%). Отменой Пакта Совет по экономике и финансам
ЕС решил смягчить бюджетную политику. Таким образом государства сейчас могут брать кредиты для предоставления помощи бизнесу и населению, превышая бюджет», — объяснил Александр Абрамов.
Отсрочка потерь
«Во-первых, обслуживание госдолга требует дополнительных бюджетных средств. В будущем из-за высокой долговой нагрузки правительствам придётся ограничивать расходы. Чаще всего это происходит за счёт заработных плат госслужащих, пенсий и других социальных выплат. После завершения пандемии нужно будет стимулировать спрос населения на товары и услуги, но из-за долговых обязательств правительствам будет труднее этого добиться», — пояснил эксперт.
Согласно оценке Геннадия Николаева, в наиболее трудном финансовом положении рискуют оказаться страны Восточной и Южной Европы. Как объяснил эксперт, во многом эти государства живут за счёт дотаций от более крупных экономик региона, таких как Германия и Франция. Вместе с тем в 2020 году объёмы денежной поддержки могут заметно сократиться.
«Сегодня экономические локомотивы ЕС — это Франция и Германия. Остальные страны постоянно пытаются выбить финансовую помощью из общего бюджета, невзирая на то, что их участие в нём минимально. Сейчас расходы этих государств в значительной степени финансируются Берлином и Парижем, но уже сейчас понятно, что немцы и французы будут в первую очередь решать свои финансовые проблемы из-за чего будут меньше тратить «на благотворительность», — пояснил Николаев.
По словам Геннадия Николаева, действия ЕЦБ должны поддержать финансовую стабильность в период неопределённости, но при этом рискуют обернуться ослаблением евро в долгосрочной перспективе.