«Непростая экономическая ситуация в стране снова актуализировала тему бесплатных продуктовых наборов, продовольственных карточек и других инструментов прямой социальной поддержки малообеспеченных граждан», — написал он в своем Telegram-канале.
«По итогам рабочего совещания мы приступили к разработке законопроекта, предусматривающего определение критериев нуждаемости для тех граждан, которым будет предоставляться продуктовый сертификат на фиксированную сумму (не менее 25 процентов от федерального прожиточного минимума). Такой сертификат можно было бы реализовать в торговой организации».
Он также добавил, что для того, чтобы избежать злоупотреблений с сертификатами, необходимо составить перечень продуктов, которые можно будет приобрести с его помощью. Заняться составлением такого перечня, по его мнению, может правительство в рамках компетенции профильных ведомств.
«Механизм использования продуктовых сертификатов прост. Владелец сертификата приобретает в торговой организации продукты на фиксированную сумму, после чего эти средства компенсируются организации из бюджета», — пояснил Нилов.
«Положительный опыт реализации подобного проекта имеет, например, Москва. Этот опыт взят за основу», — заключил депутат.
Учитывая тот факт, что нет никаких предпосылок для улучшения эпидемиологической ситуации (скорее, наоборот), можно предположить, что ухудшаться будет и состояние экономики, а значит, число бедных будет расти. Хватит ли на всех помощи от государства? И пойдет ли оно на меры, предложенные депутатами?
— Эта мера продолжает курс 15 января, курса на социально-адресное перераспределение, пришедшего на смену неолиберальному «денег нет», — уверен философ, социолог, доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральского гос. педагогического университета Алексей Коряковцев.
При этом в деле выхода экономики страны из кризиса мера абсолютно бессмысленна. Никакого экономического эффекта от нее не будет. В этом смысле она более политическая, чем экономическая мера — в духе предвыборной филантропии.
«СП»:— Будет ли инициатива принята?
— Не вижу ничего в этом фантастического. Если пройдёт — мы и узнаем, насколько влиятельна ЛДПР и каковы ее политические перспективы. Ясно же, что этот законопроект работает на ее рейтинг перед серьезными выборами
«СП»:— А почему бы просто не раздать людям деньги, как это делается на Западе?
— На Западе, прежде всего в США, финансовая система и ситуация такова, что эти «вертолетные» деньги уходят сразу от людей в банки за кредиты. То есть, на практике, этими деньгами спасаются не потребители, а банки. А данная мера — наоборот, спасает и потребителя и производителя тоже самым непосредственным образом.
— Давно подмечено: 90% законопроектов, вносимых в думу такой партией, как ЛДПР, — чистой воды популистская фикция, не имеющая шансов на прохождение по той простой причине, что ставит своей задачей пиар, а не принятие важного закона, — отмечает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
«СП»:— Все настолько плохо? Продуктовые карточки у нас вводили в наиболее тяжелые периоды истории…
— Это говорит вовсе не о заботе о народе. Это говорит о том, что правящий класс — тот самый хрестоматийный Иудушка, который изображает из себя сердобольного слугу народа, но лишь изображает; потому что одновременно и реально участвует в его социальном геноциде. Не надо придумывать никаких продуктовых сертификатов с сомнительными госдотациями торговым компаниям; нужно просто обеспечить рост в стране пенсий и пособий — по безработице, по материнству и по инвалидности. Экономика и так уже задыхается от чрезмерного объема трансакций (псевдосубсидий, взаимозасчетов, компенсаций, штрафов, налоговых платежей и т.п.), которые порождают колоссальный документооборот, рост чиновного аппарата, бюджетные распилы и откровенное мошенничество.
«СП»:— А не проще просто оказать адресную финансовую помощь?
— С точки зрения здравого смысла, безусловно, оптимально оказать малообеспеченным людям финансовую помощь. Но у Иуудушек нет такой мотивации. Законопроект лоббируют некоторые торговые компании, которые хотят иметь гарантированный сбыт своей продукции за счет госпреференций. Очевидно ведь, что если будут введены продуктовые сертификаты, то тут же будет утвержден (скорее всего — коррупционно) список неких торговых компаний, которые получат право отоваривать эти сертификаты, то есть они получат конкурентное преимущество.
«СП»:— Кстати, как адреса будут определяться? По словам Нилова, критерии «нуждаемости» еще предстоит определить…
— Нилов сам подписал приговор своему же законопроекту, проговорившись, что критериев нуждаемости не существует. Более того, их в современной сверхкоррумпированной России и быть не может, поскольку утрачены любые адекватные критерии оценки. По факту каждый муниципальный орган и региональные правительства будут составлять свои списки «нуждающихся» для приобретения продуктов питания — и в этих списках на одного действительно нуждающегося (для отвода глаз) будет приходиться пара-тройка «сирот» из числа родственников чиновников. Ну и значительная часть денег наверняка вновь уйдет в кавказские республики, где по липовой отчетности половина населения попадет в категорию «нуждающихся».
«СП»:— Какие торговые организации к этому можно было бы подключить? Что они с этого получат?
— 95% так называемых российских торговых сетей находятся в руках зарубежных владельцев и управляются из офшоров. Они и так уже сегодня полностью контролируют продовольственную безопасность (точнее — незащищенность) России, и давать им в руки еще один рычаг влияния на потребителей и чиновников — очередное преступление власти. О борьбе с монопольными ценами и ценовыми сговорами в системе торговли должны думать сегодня законодатели, а не о лоббировании интересов торговых кланов, уже практически полностью подмявших под себя городские и областные законодательные собрания.
«СП»:— Нилов отметил, что положительный опыт подобного рода уже имеет Москва. Он будет взят в качестве основы проекта. О чем речь? Насколько этот опыт применим в масштабах страны?