История строительства «Северного потока-2» обрастает новыми подробностям. Как стало известно в понедельник, польский антимонопольный регулятор UOKiK наложил штраф на «Газпром» в размере 213 миллионов злотых (около 50 миллионов евро) из-за несотрудничества в расследовании, проводимом в связи со строительством газопровода. Это максимальная санкция, предусмотренная законодательством за непредоставление информации, сказано в сообщении ведомства.
В ноябре он уже оштрафовал французскую Engie на сумму 172 миллиона злотых (около 45 миллионов долларов) за непредставление информации, касающейся дела. В начале этого года UOKiK обратился и в «Газпром» с просьбой представить новую информацию в рамках расследования, а российская компания в ответ на это попросила обосновать такой запрос.
ПОДОПЛЕКА РАЗБИРАТЕЛЬСТВ
Соответственно, если это не получилось, то польская сторона пытается извлечь моральное или материальное удовлетворение. Между Россией и Польшей исторически накопилось немало взаимных обид. Кроме того, в интересах энергетической безопасности страна стремится снизить зависимость от доминирующего поставщика газа и диверсифицировать его источники.
Еще одна неочевидная подоплека польского гонора — желание ослабить зависимость от Германии, которая набирает вес на европейском рынке энергоносителей и становится главным хабом региона. Польша хотела бы стать таким хабом, либо разделить звание «главного по энергоресурсам» с немецкими игроками.
СУДЫ И ВЫПЛАТЫ
По его словам, назначение штрафа явно не стало неожиданностью — представители «Газпрома», не передавая сведения, понимали последствия в виде возможных санкций. Так как «Газпром» считает запрос информации необоснованным, возможна попытка обжаловать назначенное наказание.
По словам Кочеткова, пока вопрос штрафа не требует безотлагательной оплаты со стороны «Газпрома». Скорее всего, российская компания обратится в арбитражный суд, чтобы отменить его. На строительстве газопровода это никак не отразится, но потребует от «Газпрома» дополнительных расходов на защиту своих интересов в суде. Таким образом, судебные тяжбы могут затянуться на годы.
«Если же компания откажется платить, то развитие ситуации будет стандартным — с поиском и арестом принадлежащих ей активов за рубежом. В случае с «Газпромом» наложить арест на зарубежные активы реально, но, конечно, компания будет препятствовать этому, например, путем обжалования таких решений», — считает Шалаев.
Видео дня. Позиции рубля существенно ослабли за последнюю неделю